Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

фома кемпийский

Энциклопедический словарь

Фома́ Кемпи́йский (Thomas a Kempis) [иначе Томас Хемеркен, Хеммерлейн или Маллеолус (Hemerken, Hämmerlein - молоточек; отсюда его латинизированное имя Malleolus)] (около 1380 - 1471), нидерландский христианский писатель. Был близок к предреформационному течению «Братьев общей жизни». Трактат «О подражании Христу» приобрёл необычайную популярность (свыше 2 тыс. изданий) и был переведён на все европейские языки (на русский язык - К. П. Победоносцевым, 1890).

* * *

ФОМА КЕМПИЙСКИЙ - ФОМА́ КЕМПИ́ЙСКИЙ (Thomas a Kempis), Томас Хемеркен (Thomas Hemerken - нем. букв. «молоточек», отсюда лат. Моллеолус, Molleolus) (ок. 1380, Кемптен, Нидерланды - ок. 1471, Агнетенберг), нидерландский религиозный писатель и автор духовных песнопений, предполагаемый автор трактата «Подражание Христу» (на русский язык переведен К. П. Победоносцевым (см. ПОБЕДОНОСЦЕВ Константин Петрович)). Память в Католической церкви 25 июля.

С 1392 воспитывался в школе «Братства общинной жизни» в Девентере, с 1399 жил в Агнетенберге, недалеко от Цволле.

Фома - один из влиятельнейших представителей духовного течения, возникшего в Нидерландах в 1370-х г., известного как «Новое благочестие» (Devotio moderna), повлекшего за собой не только реорганизацию августинских монастырей, создание новых школ, организованных по принципу девентерской, но и в значительной степени подготовившего почву для реформационной идеологии. Известен своими мистическими произведениями: «Orationes et meditationes de vita Christi». «Elevatio mentis ad inquirendum Deum», биографией Генриха Грооте - основателя «Братства общей жизни», проповедями и гимнами. Фому считают автором труда «Подражание Христу» (ок. 1418), заключившем в себе религиозно-этическую доктрину «нового благочестия» и ставшего «программным» для девентерской школы. Однако согласно другой точке зрения (А. Н. Немилов), он является автором только четвертой (последней) части.

«Подражание Христу»

Оставаясь в рамках мистического богословия, автор «Подражания Христу» занимается прежде всего вопросами этического характера и исследует проблему осуществления благочестивой жизни.

Идеалом благочестия оказывается подражание Христу во всем. Смиренное перенесение всех тягот и несчастий земной жизни и неослабевающая любовь к Богу; отход от внешней обрядности как главной добродетели христианина; презрение мира и умертвление всех земных желаний; отказ от веры, полагающейся на знание и «на искусство смертного человека»; упование на Отца Небесного во всех делах; отречение от человека телесного и сосредоточение на человеке внутреннем; терпимость к ближним, служение, труд должны стать повседневной практикой «странника и пришельца на земле».

Благодать («дар благоволения»), согласно Фоме, не является заслугой человека, а дается свыше. Она сравнивается с преходящими состояниями человека - с чувством утешенности, с внутренним покоем и отрешенностью. Угнетенное состояние тела, физические страдания, в свою очередь, не означают отсутствия Божьего благоволения, т. к. оно превыше естества, а «движения природы и благодати весьма противоположны». Однако не следует слишком крепко привязываться к этому Божьему расположению, ибо в любой момент оно может измениться на противное. Таким образом, Фома призывает к постоянному напряжению внутренней жизни, потому в верующем «никогда не должна застывать прилежная молитва» и «благодать следует скрывать под стражею смирения».

Вопрос о свободе воли

При трактовке Фомой человеческой свободы воли обнаруживается противоречие. С одной стороны, свобода воли рассматривается как естественное свойство индивида, иначе был бы бессмысленным призыв к осуществлению истинно христианской жизни, к благочестию и к подражанию Христу. В силу своих действий, а не осуществляющихся исключительно в соответствии с Божьим промыслом, человек может быть угодным или неугодным Создателю: «...Бог по делам моим будет судить меня...» С другой стороны, Фома утверждает: «...не всегда в воле человека путь его: от Бога всякий дар...» Господь предопределил тех, кто удостоится благодати и кому будет суждено почувствовать силу чистой, святой любви, кто будет в силах одержать победу над своей тварной природой и обратиться во «внутреннего человека», - тезис, ставший впоследствии одним из ключевых этике протестантизма.

Человеческий разум Фома объявляет немощным и неспособным помочь в делах веры: «Берегись любопытным умом входить в бесполезное исследование глубочайшего таинства, если не хочешь погрузиться в бездну сомнения». Разум и всякое естественное исследование предмета должны следовать за верой, а не предварять и не преступать ее. Однако помимо данной нам способности рассуждать, которой следует опасаться в силу ее обманчивости, существует еще и человеческая мудрость, проявлением которой является чистая от образов, «бескорыстная» мысль. Такое «знание без вида» невозможно вне любви к Богу и вне Его благодати: «То учение, что истекает свыше от Божественного внушения - много превосходнее того, что приобретается трудом ума человеческого».

Наиболее важным автор «Подражания Христу» считает понятие любви. Способность любить проистекает исключительно от Бога, это Его высший дар человеку. Потому и наиболее совершенную свою реализацию любовь может найти только по отношению к Божественному Предмету: «...любовь... в одном только Боге может успокоиться превыше всякого творения...» Фома подчеркивает, что высшая степень любви достигается в полной свободе от всякой мирской привязанности. Но с другой стороны, любовь, понимаемая как Божественная благодать, сама оказывается важнейшим условием полной свободы.

Большой энциклопедический словарь

ФОМА КЕМПИЙСКИЙ (Thomas a Kempis) - Томас Хемеркен, Хеммерлейн или Моллеолус (ок. 1380-1471), нидерландский христианский писатель. С 1406 в монастыре близ Цволле; был близок к предреформационному течению "Братьев общей жизни". Трактат "О подражании Христу" приобрел необычайную популярность (св. 2 тыс. изданий) и был переведен на все европейские языки (на русский язык - К. П. Победоносцевым). Память в Католической церкви 25 июля.

Энциклопедия Кольера

ФОМА КЕМПИЙСКИЙ (Thomas Kempis, настоящее имя Томас Хамеркен или Хеммерляйн) (ок. 1380-1471), немецкий монах и священник, духовный воспитатель, предполагаемый автор книги О подражании Христу (De imitatione Christi). Латинский вариант его имени указывает на город Кемпен близ Дюссельдорфа, где он родился ок. 1380. Фома получил образование в Девентере (Голландия), в школе братьев общинной жизни - религиозного общества, незадолго до этого созданного Геертом Гроотом. В возрасте 20 лет поступил в соседний монастырь в Зволле, основанный по инициативе Гроота в качестве своего рода духовного центра возглавляемого Гроотом движения. Здесь Фома почти безотлучно прожил до самой своей кончины в возрасте 92 лет. Спор о том, был ли Фома Кемпийский действительно автором Подражания Христу, или же только переписчиком, располагавшим более ранней рукописью, содержавшей полный текст этого сочинения, имеет длительную историю. С начала 17 в. и до начала 20 в. бытовало мнение, что это сочинение, возможно, следует приписывать Жану Жерсону, знаменитому теологу и современнику Фомы Кемпийского. Исследователи не успели еще отказаться от этой гипотезы, как был назван новый претендент на авторство - Геерт Гроот. С этой книгой не расставались многие святые последующей эпохи. О ней с восхищением отзывались люди, придерживавшиеся самых разных религиозных воззрений.

ЛИТЕРАТУРА

Богословие в культуре Средневековья. Киев, 1992 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

Орфографический словарь

Фома́ Кемпи́йский

Полезные сервисы

фома кемпийский (thomas a kempis)

Большой энциклопедический словарь

Фома́ Кемпи́йский (Thomas a Kempis) (около 1380 — 1471), нидерландский христианский писатель. С 1406 в монастыре близ Цволле; был близок к предреформационному течению «Братьев общей жизни». Трактат «О подражании Христу» приобрёл необычайную популярность (свыше 2 тыс. изданий) и был переведён на все европейские языки (на русском языке — К. П. Победоносцевым, 1890).

Полезные сервисы